23-01-2018 | категорія: Новини

Как в 2018 году будут блокировать налоговые накладные


Автор: Константин Симоненко, UBR.ua.

Стали известны подробности готовящегося постановления Кабмина. 

Несмотря на нормы закона № 2245-VІІІ о приостановке блокировки налоговых накладных и обязанности ГФС регистрировать заблокированные ранее НН, многие из них так и не прошли регистрацию после 2 января 2018 года.

Как уже писал UBR.ua, для накладных, по которым предприятия до 1 декабря прошлого года не успели подать свои пояснения или оспорить блокировку в суде, придется дожидаться постановления Кабмина о новом порядке блокировки.

Как сообщила партнер Crowe Horwath AC Ukraine, член правления Общественного совета при ГФС Ольга Богданова, это постановление уже прошло коридоры Минфина и сейчас проходит согласование на уровне экспертов, в том числе парламентского налогового комитета.

UBR.ua выяснил основные положения, которые будут реализованы в новом документе.

Когда разблокируют «зависшие»

По данным ГФС, на 1 декабря 2017 года было заблокировано 44,8 тыс. налоговых накладных на общую сумму 2,1 млрд грн. Это те, что подпадают под «амнистию» и должны были быть разблокированы.

К 17 января 2018 года было решено разблокировать свыше 35 тыс. НН почти на 1,7 млрд грн, а реально уже прошли регистрацию 32,4 тыс. Еще 2,7 тыс. документов ожидают появления лимита на НДС-счетах. Дело в том, что возникли проблемы, например, с учетом расчетов корректировки (РК), которые уменьшают обязательства по НДС у продавца. Бизнес жалуется, что даже после уведомления о разблокировке таких расчетов у компаний состояние счета не меняется.

Это происходит в тех случаях, когда у покупателя не хватает лимита на НДС-счету для учета такой корректировки со стороны продавца. Юристы поясняют, что для успешной регистрации РК надо связаться с покупателем и попросить его пополнить НДС-счет.
Тогда регистрация успешно завершается.

Однако остается еще порядка 9,7 тыс. налоговых накладных и РК на сумму около 500 млн грн, блокировка которых была обжалована через комиссию ГФС, но бумажные документы «зависли» в канцелярии.

«В фискальной службе обещают решить этот вопрос не позднее 15 февраля 2017 года. Сейчас налоговики вручную разбирают эти завалы», — говорит Ольга Богданова.

Чтобы ускорить процесс, юристы советуют дозвониться на сервис «Пульс» ГФС и сообщить номер жалобы, который надо внести в протокол для разблокировки. Сообщения через электронную почту или кабинет плательщика не подходят.

Гораздо сложнее обстоят дела с разблокировкой накладных, решения по которым не были обжалованы или компании не успели до 1 декабря дать свои пояснения. Как уже отмечалось, разрешение этого вопроса зависит от порядка блокировки НН, который должен утвердить Кабмин до1 марта 2018 года.

Новые положения блокировки

Одно из важных технических новшеств готовящегося порядка — изменения понятия операционного дня. Сейчас можно регистрировать НН до 23:00, в том числе в выходные или праздничные дни. Новый порядок позволит регистрацию только с 8:00 до 20:00 и только в рабочие дни. В выходной день шлюз будет открываться только если 15-й день приходится на выходной день. Например, 14-го в субботу шлюз работать не будет, а 15-го в воскресенье — с 8:00 до 20:00.

Как поясняют налоговики, дополнительное свободное время им нужно для обработки всех поступающих запросов. Хотя бизнесу это неудобно, так как днем очень высокая загрузка серверов и через кабинет плательщика зайти почти невозможно.

Самая важная часть нового документа — проверка реальности операции и самого предприятия, которое регистрирует НН. Это только первый этап проверки перед регистрацией налоговой накладной.

«Если до сих пор соответствие критериям риска означало автоматическую блокировку, то теперь проверка будет проходить в четыре этапа», — говорит Богданова.

Сначала система определяет по ряду критериев отнесения предприятия к реальному сектору экономики. На втором этапе проводится проверка операции на предмет наличия скруток, то есть соответствие кодов товаров на входе и выходе с предприятия.

На третьем этапе эта информация сводится для определения рисковости предприятия или операции. Кроме автоматической проверки на соответствия критериям, работу по определению реальности предприятия и совершаемых им операций будут выполнять сотрудники аналитического мониторингового департамента. Будет анализироваться вся доступная налоговикам информация о предприятии.

Дополнительно вводятся понятия «рисковая операция» (нарушение норм ст. 187 или 201 НК) и «рискованный плательщик». Рискованность операции также будет признаваться в случае выявления признаков невозможности осуществления операции конкретным предприятием. Это достаточно размытое понятие и тут есть возможность для реализации различных фантазий налоговиков. Оценку рисков совершения предприятием фиктивных операций проводят в том числе на основе истории работы компании.

Если компания попала в разряд фиктивных (рисковых), то даже если она по другим признакам попадает в разряд реальных, это будет уже неважно. По словам юристов, тут человеческий фактор будет играть решающую роль.

Для расширения возможностей комиссий по рассмотрению пакетов документов, ГФС из центра передаст на областной уровень полномочия по принятию документов, технологических таблиц и их обработку. Поскольку на местах лучше знают свой бизнес, областные налоговые получат право в 24 часа без подачи дополнительных документов разблокировать НН. Если такого автоматического принятия не происходит, то у плательщика остается право подать пояснения в течение 365 дней.

Однако административное обжалование блокировки остается на уровне центрального аппарата ГФС.

Налоговики также хотят получить право проверять реальность работы предприятия путем выхода на проверку для так называемой инвентаризации, если плательщик не будет возражать против этого. Пока таких норм в проекте постановления КМУ нет, они еще могут появиться.

Критерии риска

Критерии оценки рисков плательщика в целом или отдельной сделки. Многие параметры реальности операции остались те же, что были и в Налоговом кодексе, например, объемы поставок до 500 тыс. грн в месяц, и руководитель занимает аналогичную должность не больше чем на трех предприятиях. Но появились и новые — объем продаж в адрес одного покупателя не превышает 150 тыс. грн в месяц. Предполагается, что маленькие компании, которые работают с одними и теми же контрагентами, не станут заниматься схемами.

Тем самым попытались максимально вывести из-под блокировки малый и средний бизнес, который чаще всего страдал от этого.

«Например, 50 контрагентов по 150 тыс. грн — это вполне приличный средний бизнес, который не будут «кошмарить»», — заметила Богданова.

Точно также считается нормальным бизнесом компания, у которой больше 50% поставок за последние полгода проводится в пользу неплательщиков НДС (то есть, нет риска формирования фиктивного кредита). Аналогично, считается нормальным бизнесом, если больше половины поставок — это одна и та же номенклатура товаров (например, сбытовое плечо какого-то завода). Ведь схемщики покупают одно, продают другое и номенклатура часто меняется.

Может быть исключена из рисковых даже отдельная товарная позиция — если ее объем в общих продажах больше 20% в течение четырех месяцев кряду за последние полгода.

К реальному сектору экономики будут относиться также все крупные налогоплательщики. При этом благонадежным считается любой крупный плательщик. До сих пор под мониторинг не попадали компании, заплатившие больше 5 млн грн налогов в год.

Как и прежде, будет мониториться уровень налоговой нагрузки предприятия и отсутствие резких скачков продаж.

По расчетам ГФС из 23 тыс. плательщиков, чьи накладные блокировались в прошлом году, новые критерии позволят вывести из-под блокировки примерно 12 тыс. компаний.
Но, с учетом того, что сами налоговики считают схемщиками порядка 2,5-3 тыс. плательщиков, продолжат страдать порядка 7-8 тыс. компаний.

К рисковым предприятиям ГФС будет относить компании, зарегистрированные на утерянные или недействительные паспорта или без ведома этих лиц. Самый опасный пункт, по мнению юристов, — если компания зарегистрирована по адресу, где числятся свыше 10 юрлиц. То есть, формально могут попасть в рисковые те, кто работает в бизнес-центрах.

Если предприятие признается рисковым, то все его операции автоматически блокируются. Если компания считается нормальной и у нее нет рисковых операций — все НН регистрируются. Важный нюанс: даже если предприятие не попадает в критерии реальной экономики, но у него нет рисковых операций или оно само не считается рисковым, то накладные тоже будут зарегистрированы.