27-04-2020 | категорія: Новини

Бухгалтер, регистрируйся и стучи! (новые заботы и штрафы)


Завтра вступит в силу новый Закон о финмониторинге № 361 (с 28 апреля).

Он бесконечно радует бухгалтеров.

О бенефициарах мы уже говорили.

Сейчас новая напасть.

Кого коснется?

Субъектами первичного финмониторинга (СПФМ), кроме прочего, названы:

1) бухгалтеры;

2) ФЛП/юрики, оказывающие бухуслуги.

Прямая цитата звучит так: «бухгалтери, суб'єкти господарювання, що надають послуги з бухгалтерського обліку» (ч. 3 ст.6).

Фраза захватывает дух. Особенно первое слово. Оно наделало больше всего шума. Но именно оно — лишнее, пустышка. Поясню.

Несколькими словами выше закон говорит: «крім осіб, які надають послуги в рамках трудових правовідносин».

Вообще-то, в рамках трудовых отношений услуг нет. Авторы закона не в силах отличить гражданско-правовой договор от трудового. Да и зачем … если тебя Гоструда не проверяет.

Поэтому формально это «кроме» никого не исключило. Нет в природе таких лиц. Но не будем придираться. Смысл в том, что бухгалтеров (в т.ч. главных), которые работают по трудовому договору, это не касается.

Если не работник?

Варианты такие:

1) ФЛП/юрлицо, которое ведет бухучет;

2) самозанятое лицо (не ФЛП), ведущее бухучет;

3) физлицо (не ФЛП) оказывает точечные бухуслуги по гражданско-правовому договору.

Варианты 1 и 2 — это формы ведения бухучета. Отличаются тем, что позиция 1 — реальная, 2 — скорее теоретическая (я не встречал вставших на учет в налоговой самозанятых бухгалтеров).

Физлицо из п. 3 не бухгалтер, а лишь исполнитель неких услуг. Вне рамок трудовых должностей нет такой отдельной сущности — бухгалтер. Аудитор — есть, нотариус — есть, бухгалтер — нет.

Именно поэтому слово «бухгалтер» в законе лишнее.  За ним никого нет.

Обсуждаемые правила касаются только ФЛП/юриков, оказывающих бухуслуги.

При этом:

1) важен факт оказания услуг, а не заявленный про запас КВЭД 69.20;

2) предпринимателям нельзя оказать услуги по бухучету (даже если в договоре с ФЛП гордо значатся бухуслуги).

Почему?

Загляните в определение бухучета из Закона о бухучете.

Бухучет бывает только у предприятий.

Промежуточный вывод:

Штатных бухгалтеров новое финмониторинговое бремя прямо не  касается. По крайней мере, пока не возникла гениальная идея перевести главбуха на ФЛП.

Но нужно быть в курсе, ведь может коснуться косвенно. Не только банки, но и аудиторы и аудиторские фирмы, налоговые консультанты, обязаны стучать. Также как и ФЛП/юрлица, оказывающие бухуслуги.  

О чем «стучать»?

Госфинмониторинг уведомляют о:

1)  подозрительных операциях.

Что это такое - науке неизвестно.  Но уведомлять нужно. Причем не только об операциях, но и об их попытках.

Ясно только что сумма не важна.

Определение подозрительной операции размытое: СПФМ подозревает, что операция — результат преступной деятельности или связана с финансированием терроризма или распространением оружия массового уничтожения (ст. 21).

Причем даже подозревать не обязательно, хватит основания для подозрения.

Выходит, достаточно иметь не подозрение, а основание для подозрений, и не операцию, а ее попытку. Неплохо.

Для пущей конкретики ст. 21 направляет к типологиям с сайта Госфинмониторинга. Но их изучение ясности не добавляет.

Например, в подозрительные могут залетать такие очень подозрительные операции как:

- покупка товаров (работ, услуг) по завышенной цене;

- продаже по цене выше рыночной;

- покупка товаров (работ, услуг) реальную стоимость которых сложно установить;

- возвратная финпомощь;

- перечисление благотворительной помощи;

- страхование;

- транспортные, ремонтные работы, юридические или консалтинговые услуги;

- лицензионные, франчайзинговые договоры;

- бестоварные операции (документы есть, а движения активов нет);

- дешевый импорт, дорогой экспорт;

- нетипичный экспорт;

- аванс за границу и разрыв договора;

- займы с нерезидентами;

- операции с векселями.

2) сокрытии предприятием реального бенефициара.

Это как?

Да очень просто.

У предприятия есть участник — Вася (кто читал статью о бенефициарах, тот с Васей уже знаком). Его доля, например, 60 % (остальное размазано). Стало быть, Вася — конечный бенефициар.

Представим, что хозяйничает на предприятии и прибыли забирает не Вася, а его жена и/или депутат.

Всё — недостоверная информация о бенефициаре.

ФЛП или фирма, ведущие бухгалтерию этого предприятия, должны бы заметить, что Вася зиц-участник (проще говоря, Фунт). Должны заметить и в течене 10 дней доложить об этом прискорбном факте.

В общем нужно бдить.

Где регистрироваться и что грозит?

Но бдит и государство. Поэтому нагружает ФОПов/фирмы, ведущие бухучет, дополнительными почетными обязанностями.

Прежде всего, обязанностью стать на учет в Госфинмониторинге (ч. 2 ст. 8 Закона). Причем отдельных правил и сроков для уже действующих субъектов не установили. Пока исходим из того, что нового порядка постановки на учет нет, а старый принимался под другой закон. Значит, нет процедуры такой постановки, а следовательно, пока не может быть ответственности за нарушение такой процедуры. Ждем нового порядка.

Но речь далеко не только о постановке на учет. Рекомендую ознакомиться со ст. 7-10 Закона № 361. Там найдете и о назначении ответственного работника (если  ФЛП работает не сам) и о разработке внутренних процедур и о специальных сроках хранения документов и о риск-ориентированном подходе. Тем, кто в качестве субъекта, а не объекта столкнется с финмониторингом — скучать не придется.

Стоит сказать, что и до 28 апреля 2020 года ФОПы/фирмы, ведущие бухучет, были субъектами финмониторинга. Но тогда финмониторинговое бремя возникало лишь при их «задействовании»  в нескольких видах финопераций. Но даже по ним нельзя сказать, что бухуслуга в них задействована, поскольку бухучет не участвует в операциях, а постфактум переводит их результат на язык проводок и финотчетности. Поэтому бухкомпании и ФОПы, оказывающие бухуслуги, финмониторинговые обязанности спокойно игнорировали.

Ситуация резко изменилась. Финмониторинговые обязанности коснутся уже практически всей деятельности подшефных предприятий (разве что кроме мониторинга пороговых финопераций).

Кроме того, расплодились и улетели в космос штрафы за неисполнение СПФМ финмониторинговых правил (см. ч. 5 ст. 32).

Например, за неподачу в Госфинмониторинг информации светит штраф до 340 тыс. грн.

Не стоит забывать и о новых админштрафах на должностных лиц СПФМ за финмониторинговые прегрешения. По ним установлена вилка: от 5,1 тыс.  до 34 тыс. грн. (ст. 166-9 КоАП).

На днях в Верховной Раде зарегистрирован проект закона о переносе даты вступления Закона № 361 на 1 июля (№ 3372). Но пока это проект.

Главный вывод: у ФЛП/юрлиц, которые предоставляют бухуслуги, круг обязанностей заметно расширился.

Штатных бухгалтеров это не касается.

 

Налоги и бухгалтерский учет