01-06-2020 | категорія: Новини

"Кабинет не кабинет": о сложностях регистрации НН в последний день


Оксана Згурьева,   Глава Общественного объединения "Бизнес HELP"

Андрей Тамошюнас,  налоговый адвокат,  партнер консалтинговой компании ADA Group.

В последние дни на функционирование электронного кабинета не жаловался, пожалуй, только ленивый или же тот, кто не знает, что такое НДС. Львиная доля претензий коснулась утери/неполучения квитанций по отправленным на регистрацию НН/РК, пропажей показателей, зависанием кабинета, что в итоге вылилось в массовую нерегистрацию НН/РК.
Исходя из опыта предыдущих лет, уже сейчас можно спроецировать дальнейшую ситуацию, а главное – ее негативные последствия! Но, поскольку времени остается совсем немного, лучше потратим его с большей пользой …

Что же делать плательщикам в данной ситуации?

Поставщики. Как известно, закон № 591 от 13.05.2020г. продлил действие запрета на штрафы за нарушения налогового законодательства (кроме санкций за нарушение начисления, декларирования и уплаты НДС). Все бы ничего, но вот в кулуарах налоговых органов уже начали «заикаться» о том, что несвоевременная регистрация НН представляет собой не что иное, как фактическое нарушение порядка уплаты НДС, а значит спасительный мораторий здесь не работает! Мы в корне не согласны с указанной трактовкой, но считаем необходимым проинформировать плательщиков о потенциальных рисках. В любом случае, мы будем следить за развитием событий и информировать вас об официальной позиции налоговиков.

Покупатели. Правила НКУ в отношении последних менее лояльны: право на включение в состав кредита по НН/РК, зарегистрированных с нарушением сроков, возникает только в периоде регистрации. Об этом четко гласит абз.5 п. 198.6 ПКУ.
Следовательно, технические проблемы с регистрацией НН могут ударить, в первую очередь, по самим покупателям и по покупателям покупателей... Ну, а об имидже и деловой репутации поставщиков в этой ситуации говорить лишний раз не приходится!

Рекомендации:
1) Оперативно продублировать «зависшие» НН, по которым не получены квитанции (операционный день до 20-00).
2) Документировать каждый свой шаг с целью упрощения дальнейшей защиты нарушенных прав и интересов (скриншоты экранов, сохранение квитанций, докладные на имя директора и т.д.).
3) Во избежание перегрузки сервера не регистрировать «свежие» НН (за вторую половину периода) в предельные сроки регистрации первой половины.
4) Оперативно информировать нас о ситуации с целью дальнейшего транслирования проблемы в ГНС и предоставления вам консультаций по поводу последующих действий.

UPD: на момент написания этого поста работоспособность кабинета уже восстановлена. Но всё может измениться, так что держим пальцы и ждем регистрацию. И даем обратную связь. Всем успешной регистрации!