20-10-2020 | категорія: Новини

Податкова реформа. Що змінюється в житті бізнесу


Автор: Алексей Ермоленко, UBR.ua.

Новые правила ставят Украину в категорию развитых европейских государств.

Пока украинцы сидят на адаптивном карантине в ожидании второй волны пандемии Covid-19, в Украине в разгаре налоговая реформа, кульминацией которой должна стать налоговая амнистия, законопроект о которой глава налогового комитета Верховной Рады Данил Гетманцев анонсировал недавно. Что меняется в налогообложении и каковы новые правила, рассказал UBR.ua Сергей Молибог, директор компании Angles AG (Швейцария), которая является консультационным "бутиком" для частных клиентов.

Из "кнутов", наверное, прежде всего это правило деловой цели – это правило, которое по сути является этакой "залаткой" для всех налоговых дыр, которые можно обнаружить в Налоговом кодексе. То есть, как только появляются какие-то сделки, не подразумевающие получение прибыли, то есть являются искусственными, они не могут давать налоговой экономии.

Второе – это правило эффективного управления. Это правило, которое говорит о том, что компании должны платить корпоративные налоги в той стране, откуда реально осуществляется управление, где реально осуществляется работа.

И, наверное, третье – это правило конструктивных дивидендов. Это правило, которое говорит, что, если из Украины происходит утечка каких-то активов, ценностей, то это не может происходить безналоговым образом. Просто такая утечка превращается в так называемые конструктивные дивиденды, и они облагаются по полной программе.

Если это все обобщить, это по сути дела правила, которые говорят о том, что реальность бизнеса, реальность побуждений к сделкам должна сохраняться, потому что иначе никакой налоговой экономии не получится.

Из хороших новостей на первом месте однозначно безналоговая ликвидация. Это правило, которое я сам имел честь прописывать. Оно говорит о том, что можно иностранные ненужные структуры ликвидировать и забрать все активы себе в руки без уплаты налога. Это просто шикарнейшая вещь, которая позволяет по сути "убить" ненужные искусственные структуры, при этом ничего не заплатив.

Второе правило – безналоговый возврат капитала. Это правило работает в связке с безналоговой ликвидацией, оно говорит о том, что, если ты берешь какой-то актив и вкладываешь в новую структуру, ты можешь этот же актив забрать бесплатно. Причем не только ты один, но и твои родственники первого-второго колена. Ну, и третье – это даже два блока правил, здесь они одной темы касаются.

Это сквозное распределение дивидендов, когда украинская компания распределяет дивиденды через цепочку иностранных компаний украинскому резиденту, то уплачивается "у источника" единственный налог – либо 6,5, либо 10,5%. То есть нет двойного, тройного, десятикратного налогообложения.

И второе – это режим холдинговых компаний. По сути, сейчас стало нестрашно создавать украинские компании, которые будут владеть дочерними компаниями что в Украине, что за рубежом. Потому что дивиденды не облагаются налогами вообще. Есть другие правила, но концептуально это, наверное, самые существенные изменения.

А сама реформа прогрессивна, на ваш взгляд? У нас в стране, как правило, прогрессивные явления имеют свою специфику…

Реформа однозначно прогрессивная, потому что термин "прогрессивный" означает резкое изменение, неважно даже в какую сторону. Однозначно есть несостыковки, технические нюансы. С моим участием в том числе уже некоторые нюансы успели "подрихтовать" отдельным законом, который был принят и вступил в силу в августе. Это еще незаконченный процесс, потому что есть еще отдельный законопроект 3750, по которому правила КИК (контролируемых иностранных компаний, – ред.) хотят отложить на год.

Есть отдельный закон о налоговой амнистии, нулевое декларирование, и, возможно, еще какие-то корректировки. Но в целом я бы сказал, что процесс давно ожидаемый и он должен был произойти. Мы это можем долго обсуждать, плохо-хорошо, но он был должен был произойти. Очень хорошо то, что люди, которые отвечают за этот законодательный процесс, по сути дела позволили очень смягчить транзитный период. Не просто рубанули с плеча, а у нас есть новые правила, которые позволят и трансформироваться, и создать грамотно структуру на будущее.

Позволит ли это иностранному капиталу заходить в нашу страну более активно?

Однозначно позволит, просто потому что создают все те же режимы, например, холдинговых компаний в Украине и, скорее всего, у нас будет немножко либерализоваться подход к налогообложению "у источника". То есть очень может быть, что у нас инвесторы смогут терять меньше на украинских налогах, когда они будут забирать инвестиции с прибыли и обратно.

В любом случае это повышает инвестиционный климат очень серьезно, потому что раньше была terra inсognita, где непонятно вообще было, как работать и как вообще они могли с первобытными правилами существовать. Сейчас законодательство очень похоже на то, что есть во всем мире, и этот процесс ставит Украину в одну группу с развитыми странами с развитым законодательством.

Есть точка зрения, что когда в Украину приходит инвестор открывать бизнес, они пугаются наших налогов, наших правил и всего, что с этим связано…

Я бы сказал, что это немного другая плоскость. Мы сейчас говорим о правилах налогообложения, а ваш вопрос больше касается доверия к судам, общей сферы инвестиционной привлекательности, стабильности экономики, насколько стабилен курс гривны. Это все идет в комплексе в любом случае.

Я думаю, что процесс однозначно позитивный, но, конечно, налогообложение не самая большая проблема в Украине, и даже не плохие дороги. Это прежде всего коррупция и суды. Потому что защита права собственности. Ты можешь платить налоги и 30-40%, но если ты защищен в суде, то ты можешь даже решить инвестировать даже вопреки высокому налогообложению.

А сами налоговые ставки в Украине насколько они приемлемы для иностранного инвестора?

Я бы сказал, что Украина выглядит пока очень неплохо на общем фоне, потому что в Украине может быть процент налогообложения 6,5% в виде дивидендов. Это крайне низкий уровень, можно по пальцам одной руки пересчитать страны Европы, где есть такой уровень налогов. Общая ставка налогов 18% плюс 1,5% военного сбора – это в принципе достаточно неплохой уровень.

Украина даже в топ-10, наверное, попадет. Поэтому пока что можно сказать, что уровень налогообложения однозначно не очень высокий. Ну, и корпоративная ставка 18% налогов – это тоже очень немного, потому что в некоторых странах это может быть и 20%, и 30%.

А как иностранные инвесторы относятся к обилию ФОП в нашей стране? Часто обвиняют, что с их помощью украинские компании занижают налоговое бремя и нечестно конкурируют…

Это, скажем, очень выгодный инструмент, которого во многих странах опять-таки нет, но при этом некоторые учреждения, например, такие как МВФ, рассматривают его как некий способ ухода от налогообложения. Потому что иногда дробят ФОПы на кусочки, иногда заменяют трудоустройство в реальной жизни на инструмент отношений с ФОПами.

Скажем, эта сфера требует определенного контроля, но она позволяет чисто на внутреннем рынке экономить очень неплохо для частного малого и среднего бизнеса. То есть в целом эта тенденция однозначно позитивная, но бюджет от этого, конечно, может страдать, поэтому контроль нужен постоянный.