12-04-2019 | категорія: Новини

Проверки Гоструда. Как уменьшить риск проведения инспектирования?


По проверочно-трудовой теме уже было написано немало. Но, как ни странно, вопросы все же остаются. Да и новобранцы в бизнесе как-никак появляются. Так что актуальность налицо. В этом номере мы не будем погружаться в проверочные подробности: кто, как и в рамках каких полномочий проверяет. Об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 86. В руках же вы держите свод ответов на самые острые вопросы. Итак, начнем.

Как же Гоструда находит «потенциальных нарушителей»?

Если мы говорим об инспекционных посещениях и невыездных инспектированиях, то достаточно взглянуть на перечень оснований для их проведения. Он предусмотрен в п. 5 Порядка № 295. Также не забываем об информационном обмене между ГФСУ, ПФУ и Гоструда в соответствии с Порядком № 11-1.

Кстати, для того, чтобы минимизировать риск попадания в план проверок Гоструда на 2020 год по вопросам охраны труда, промбезопасности, гигиены труда, обращения с взрывчатыми материалами промышленного назначения, занятости населения, занятости и трудоустройства лиц с инвалидностью, горного надзора, рекомендуем ознакомиться с критериями рисковости, утвержденными постановлением КМУ от 06.02.2019 г. № 223.

И все же в этом тематическом номере мы разберемся с попаданием под наиболее болезненные для работодателя меры контроля — инспекционные посещения.

Откуда информация?

Итак, среди самых «горячих» источников, провоцирующих инспектирования:

1) жалоба работника о нарушении в отношении него трудового законодательства;

2) жалоба физлица по поводу нарушения в отношении него правил оформления трудовых отношений*;

* Подробнее о проверках на основании жалоб см. на с. 7 этого номера.

3) сообщение от правоохранительных органов о нарушении трудового законодательства;

4) сообщение должностных лиц контролирующих органов о выявленных в ходе проведения ими контрольных полномочий признаков нарушения законодательства о труде;

5) информирование со стороны Гостата, ГФС, ПФУ, профсоюзов (по поводу нарушений в отношении членов союза).

Теперь о том, что касается информационного обмена между ГФСУ, ПФУ и Гоструда.

Во-первых, наличие тех или иных признаков не означает, что к вам непременно придут с инспектированием. Однако такая вероятность повышается.

Во-вторых, если сравнить перечни информации, установленные в Порядках № 295 и № 11-1, выясняется одна очень интересная деталь: эти перечни отличаются.

Разница видна, как говорится, невооруженным глазом (см. в таблице).

Информация, передаваемая ПФУ для Гоструда

Порядок № 295

Порядок № 11-1

Информация от ПФУ для Гоструда передается о работодателях (страховщиках):

у которых в отношении работников отсутствует уведомление о приеме на работу

у которых в отчетном периоде отражено начало трудовых отношений, но уведомление о приеме на работу не направлено

которые начисляют заработную плату меньше минимальной

которые начисляют зарплату ниже минзарплаты по основному месту работы (кроме тех, кто в отчетности заполнил признак «неполное рабочее время» и начал и завершил трудовые отношения в отчетном периоде)

у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего дня, увеличилось на 20 % и более

которые в отчетном месяце увеличили на 20 % и более количество застрахованных лиц с признаком «неполное рабочее время»

у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы без соблюдения требований КЗоТ и Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР)

которые в отчетном месяце предоставили сведения о застрахованных лицах (т. е. работниках), находившихся в отпуске «за свой счет» более установленной законом продолжительности, и которым зарплата не начислялась

у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения зарплаты меньше суммы начисленной индексации

у которых в течение года показатели количества застрахованных лиц (т. е. работников) и общей суммы зарплаты не менялись

у которых 30 % и более «наемников» работают на условиях ГПД

у которых количество застрахованных лиц (т. е. работников), работающих на условиях ГПД, больше, чем численность штатных работников в отчетном месяце, и/или их количество значительно увеличилось по сравнению с предыдущим отчетным месяцем*

Расчеты «допустимого» количества ГПДшников здесь разные. Например, у вас в штате

4 сотрудника. Вы хотите заключить 1 ГПД. Если руководствоваться Порядком № 295, то есть все основания сообщать о вас Гоструда. Если же использовать Порядок № 11-1, то оснований передавать о вас информацию нет. Ведь в этом случае количество ГПДшников не превышает количества штатных работников.

с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца состоялось сокращение сотрудников на 10 % и более

у которых в отчетном месяце состоялось уменьшение штатной численности работников на 10 % и более в сравнении с предыдущим отчетным месяцем

Информация от ПФУ Гоструда передается о работниках (застрахованных лицах):

которые выполняют работы (предоставляют услуги) по ГПД у одного «работодателя» более одного года

выполняют работы (предоставляют услуги) по ГПД у одного страховщика (т. е. «работодателя») более одного года

работают по совместительству у 5 и более страховщиков (т. е. работодателей)

Что касается налоговиков: перечень информации, которую передают органы ГФС в Гоструда, предусмотрен в п.п. 6 п. 5 Порядка № 295. Сюда попала информация о:

— фактах нарушений законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления контрольных полномочий;

— несоответствии пропорций между количеством работников и объемами производства работодателя (выполненных работ, предоставленных услуг) средним показателям по соответствующему виду деятельности. Достаточно часто такие выводы сопровождают претензии фискалов к реальности операций.

Вспомните об их любимом аргументе: «для выполнения обязательства по договору недостаточно трудовых ресурсов». Этот аргумент на уровне ВС далеко не всегда «выстреливает». Судьи Высшей судебной инстанции в противовес приводят другие возможности привлечения человеческого ресурса (в том числе и аутстаффинг). Но такая информация вполне может стать основанием для инспекционного посещения или невыездного инспектирования;

— фактах осуществления хозяйственной деятельности без госрегистрации.

Само по себе это нарушение вызывает множество вопросов*. Особенно в том, что касается квалификации тех или иных действий в качестве хоздеятельности без регистрации. Естественно,Порядок № 295 никаких дополнительных положений по этому поводу не содержит;

* Подробнее о хоздеятельности без государственной регистрации см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 88, с. 33 и 2018, № 86, с. 30.

— работодателях с задолженностью по ЕСВ больше минимального страхового взноса за каждого работника.

Что делать?

С информаторами Гоструда все более-менее ясно. Но что же в таком случае делать?

Дадим несколько рекомендаций для того, чтобы свести к минимуму риск встречи с трудовыми проверяющими. Итак…

1. Одно из самых очевидных: постарайтесь жить в мире со своими сотрудниками. Именно они являются не только главным звеном, которое приносит доход, но и источником информации для Гоструда. Если возникла необходимость по каким-то причинам расстаться с работником — найдите компромисс.

2. Строго отслеживайте подачу уведомлений о принятых наемных работниках. Такая мелочь может привести к вам представителей Гоструда.

3. Переводите своих сотрудников на неполное рабочее время постепенно. Держитесь в рамках до 20 % по сравнению с предыдущим месяцем.

4. При оформлении отпуска «за свой счет» помните об ограничениях, установленных КЗоТ и Законом Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

5. Регулярно проводите индексацию доходов* или же повышайте заработную плату.

* Как уйти от индексации, см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 28, с. 39.

6. Переводите сотрудников на гражданско-правовые договоры (ГПД) постепенно. Отслеживайте соотношение ГПДшников и наемных сотрудников. Оно не должно превышать 30 % от количества работников.

7. Избегайте долгоиграющих (1 год и более) и «вечных» (с автоматическим продлением срока их действия) ГПД. Дробите их. При этом желательно, чтобы между окончанием срока одного договора и началом срока следующего договора был временной разрыв.

Помните о риске скрытых трудовых отношений, а также об ответственности для физлиц за осуществление хоздеятельности без госрегистрации субъектом хозяйствования (ст. 164 КУоАП). Подробнее о ГПД читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 86 и 2018, № 91, с. 20.

8. Если между физлицом-ГПДшником и хозсубъектом все-таки планируются длительные отношения — лучше отказаться от договора гражданско-правового характера.

9. Сотрудник (в том числе наемный директор), который работает по совместительству у 5 и более работодателей, повышает шансы на проведение инспектирования. По возможности, не допускайте таких ситуаций.

10. Не допускайте задолженностей по ЕСВ в размере больше минимального страхового взноса за каждого работника.

Что ж, вот и все наши рекомендации. Уверены, что они помогут вам свести к минимуму возможные встречи с трудовым инспектором. Удачи!